imenik (imenik) wrote,
imenik
imenik

Category:

Интервью с О.М.Сумароковым, основателем легендарного клуба НЧ/ВЧ

Клуб "НЧ/ВЧ" и его основатель О.М.Сумароков о времени и о себе
Мой собеседник - Олег Михайлович Сумароков - человек удивительный. Ему уже 68 лет - казалось бы, возраст глубокой старости, а он, как и прежде, полон разнообразных идей, задумок и планов. Олегу Михайловичу, каким-то непонятным образом, удается совмещать в себе несовместимое: он, одновременно, и Священник Единой Лютеранской Церкви России, и солист рок-группы "Преображение", и директор музыкального клуба "НЧ/ВЧ", и поэт... Как все это могло оказаться в одном человеке, причем перепутаться и перемешаться так, что уже и разобрать невозможно, где заканчивается одно и начинается другое, для меня загадка. А началось все лет 15-20 назад, когда сын Олега Михайловича - Леша Сумароков взял в руки гитару и организовал рок-группу "НЧ/ВЧ". Дом Леши постепенно превратился в рок-штаб, где собирались музыканты и "околомузыкальные" люди (часто, кстати, заходил в эту квартиру на улице Воинова Жора Ордановский), пили портвейн, курили травку и, конечно, слушали и играли рок. Может быть тогда, глядя на сыны и на его друзей, Олег Михайлович стал, если так можно выразиться, деятелем российской рок-культуры, а может, все началось еще раньше. Впрочем, пусть он расскажет об этом сам.

Олег Сумароков: Все началось с того, что как-то Юра Байдак поведал мне свою главную проблему - отсутствие репетиционной точки. Я удивился: как это так, музыкантам нет места! А их тогда гоняли отовсюду - всем и везде они мешали. Я поставил этот вопрос в отделе культуры исполкома и, как ни странно, нам это место дали при ПРЭУ. Ну в то время были приняты такие подростково-молодежные клубы при жилищных конторах, так что внешне наш клуб на Каляева, 14 прекрасно вписывался в эту систему. Дали нам сначала одно помещение, но потом я увидел, что весь дом на капремонте, и в нем полно свободных помещений, и, постепенно, этаж за этажом, мы их начали осваивать. То есть, можно сказать, что история клуба "НЧ/ВЧ" началась с самовольного захвата помещений. А так как нас поддерживал отдел культуры, то все эти домовые комитеты нам верили и считали, что наверху нам разрешили такое освоение дома, и в наши дела не вмешивались. В итоге, таким наглым образом, мы заняли все три флигеля, а потом они были закреплены за нами и официально. Я взялся тогда за это дело, потому что определенный опыт клубной работы у меня уже был: в 1965 году мы создали клуб "Россия", который объединял совершенно разных по профессии людей, но все мы были в одном идеологическом ракурсе - защита памятников старины и культуры. Так что, в общем-то, "НЧ/ВЧ" был создан по типу той самой "России". Причем создание "НЧ/ВЧ" совпало с проведением фестиваля "Вторая волна" в 1987 году. Юра Байдак тогда уехал в Таганрог и попросил меня заняться его организацией. Главная сложность была в том, что все группы пришли с нелитованными текстами, так что мне пришлось их залитовать. И тут посыпались группы-участники фестиваля: одни, вторые, третьи... Групп тридцать было. В итоге - провели мы этот фестиваль. Но это еще не было клубом "НЧ/ВЧ", наш устав был утвержден лишь в июле 1987 года, а это была пока только весна.

Первым членом клуба стала группа "НЧ/ВЧ", затем появилась группа "Время Любить" (Рок-клуб тогда ее не признавал, и они два года в нашем клубе репетировали свою программу, а когда они ее показали, то были приняты просто "на ура"), много групп к нам потянулось со "Второй волны" - к нам шли те, кому трудно жилось: "Аукцион", "Сепсис", "Луна", Федя Чистяков с "Нолем" одно время были членами "НЧ/ВЧ", да всех и не перечислишь. И потом, в какой-то момент, я подумал, что нельзя зацикливаться на одной музыке, одна отрасль искусства не может существовать сама по себе; и к нам пришли художники: группа Инала, Сорокин, Котельников, группа "Кочевье" - те, кто не укладывался в общепринятые рамки. Следующим большим включением стали театры: Театр Владимирского, например. Потом появилось параллельное кино в лице группы Кондратьева. Само слово "НЧ/ВЧ" придумал, кстати, Олег Котельников. Он же первый и отошел от клуба : жена его сказала: "Либо "НЧ/ВЧ", либо я". И Олег сдался. А клуб существует до сих пор. Сейчас мы готовимся к нашему десятилетию, есть такая задумка: отпраздновать его в клубе "Перевал". Дело в том, что мы остались без помещения. Я страшно тогда обозлился на музыкантов, из которых было просто не выколотить по двадцать копеек членских взносов. Несколько раз я платил свои деньги. Два года я пытался сохранить помещение, а потом подумал: что я копья ломаю, если все равно денег на ремонт у меня нет и найти я их не смогу. И я предложил Хлебозаводу забрать его бесплатно. Но сам клуб, как организация, жив.

Разговаривая с Олегом Михайловичем, я не мог не спросить о том, что сейчас происходит с группой "Преображение".

Олег Сумароков: Играть мы стали меньше, значительно меньше. И, главным образом, не потому, что многие наши музыканты - Коля Рубанов, Шавейников, Миша Нефедов - участвуют в "АукцЫоне", это полбеды. Самой большое несчастье у нас произошло, когда погиб Сэм (Михаил Семенов - участник групп "Преображение", "Время Любить", "Brain Drain", "Выход" и др. - прим.авт.). Причем погиб до ужаса бездарно - был убит гатчинскими гопниками из-за этого несчастного жилья... А Сэм играл музыку Божественную... Вообще говоря, группа "Преображение" - несколько сатанинская. Надо улавливать тонкую связь между сатанизмом и Божественностью. Дело в том, что группа, изначально, создавалась, как сатанинская, и называлась она "Адский Папа", и я был ее руководителем. И в это время Аня Резник предложила нам выступить в "Юбилейном" на встрече священников и показать там отношение рок-музыки к Богу. Так что нам пришлось сменить название, и новое название мне пришло в голову мгновенно: "Преображение"! И все встало на свои места. Но когда пришло время нашего выступления, все музыканты - по одному - откололись. Сэм сказал, что у него на заводе испытывают новые лопатки, у Фомина диссертация - отказались все повально. И только один Санчо из "Луны" пришел ко мне: "Ну что, Михалыч, поедем?" Приехали мы, нас объявили как группу "Преображение". Санчо затянул какую-то непонятную музыку, а я стал петь молитву за упокой: "Не суди меня, Боже, не дай погибнуть..." И Епархия замерла; замерла, а потом нам долго аплодировали и вызывали на бис. Таким образом и возникла группа "Преображение". В итоге и Фомин, и Сэм, и Берников, да и все остальные стали преображенцами.

На прощание Олег Михайлович передал мне рукопись своего сына Алексея Сумарокова - лидера и автора песен группы "НЧ/ВЧ", которая несколько приоткрывает завесу над тайной исчезновения легендарного Жоры Ордановского, которую мы впоследствии обязательно опубликуем. Мы постараемся встретиться с людьми, которые знали Жору, работали с ним и, может быть, одной тайной в русском рок-н-ролле станет меньше.

Анатолий Платонов
1998

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments